Блоги

<< Ноябрь 2017  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Ты — репортер

X
Имя:Эл. почта:Телефон:Заголовок новости:Текст новости:

Введите текст на картинке

 
X
Имя:Эл. почта:Телефон:Тема статьи:Комментарий к теме:

Введите текст на картинке

 
Подписка на новости:
Создание сайтов, продвижение

О деятельности системы избирательных комиссий в Алтайском крае (заявление движения Голос)

25.08.2017

Заявление Совета движения в защиту прав избирателей «Голос» о деятельности системы избирательных комиссий в Алтайском крае

 

Движение в защиту прав избирателей «Голос» выражает беспокойство в связи с ходом подготовки и проведения выборов 10 сентября 2017 г. со стороны системы избирательных комиссий Алтайского края. Отметим, что Алтайский край сегодня является лидером среди регионов России по количеству замещаемых мандатов в местные представительные органы власти по итогам единого дня голосования. В общей сложности, избиратели должны будут выбрать около 6 тысяч депутатов. В этих условиях особое значение имеет нейтральная и независимая позиция избирательных комиссий, организующих выборы.

Согласно действующему в России избирательному законодательству, избирательные комиссии являются единственными организаторами выборов на всей территории страны, они осуществляют свою деятельность независимо от органов власти, которые не имеют права вмешиваться в избирательный процесс. Тем не менее, 21 августа на официальном сайте Избирательной комиссии Алтайского края появилась информация о проведении в Чарышском районе Алтайского края обучающего мероприятия для членов участковых избирательных комиссий, в которых принимал участие Сергей Анатольевич Лопаков, названный «организатором выборов»[1]. Действующее законодательство не содержит упоминания подобного статуса в отношении кого-либо, кроме самих  избирательных комиссий и их членов. Однако, официальный сайт администраций соответствующего района указывают, что Сергей Анатольевич Лопаков является руководителем управления делами Администрации Чарышского района[2].

Кроме того, беспокойство вызывает работа системы избирательных комиссий Алтайского края по информированию граждан о проходящих выборах. В соответствии с п.6 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов».

С конца августа в Барнауле распространяются информационные печатные материалы, изготовленные по заказу Избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула, которые приглашают граждан для уточнения списков избирателей, а также информируют о проведении досрочного голосования в участковых избирательных комиссиях в срок с 30 августа по 9 сентября 2017 г. Согласно порталу государственных закупок, тираж этих листовок формата А5 составил 520 тысяч экземпляров[3] (численность избирателей в Барнауле – 515 тысяч[4]). При этом обращает на себя внимание отсутствие в листовке даты самого дня голосования. Контракт предусматривает изготовление лишь одного печатного материала, информирующего избирателей о самом дне голосования, но его тираж почему-то в 10 раз ниже первого.

Возникает ощущение, что избирательная комиссия, организующая выборы в Барнаульскую городскую Думу, заинтересована в снижении явки избирателей 10 сентября и всячески способствует ее повышению в период досрочного голосования. В связи с этим некоторые участники выборов уже публично потребовали остановить распространение этого информационного материала и изготовить новый, с указанием даты единого дня голосования.

Отметим, что глава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Элла Александровна Памфилова неоднократно отмечала, что «опыт показывает, что все-таки именно досрочное голосование на выборах в регионах является одной из самых больших потенциальных возможностей для разного рода фальсификаций»[5].

Досрочное голосование уже не раз вызывало вопросы, как со стороны разных участников выборов, так и независимых наблюдателей и в самом Алтайском крае. В частности, они отмечали, что в 2014 г. на выборах губернатора Алтайского края число избирателей проголосовавших досрочно составило значительную долю от числа пришедших на выборы. Тогда в Барнауле досрочно проголосовало почти 30%. При этом участники выборов отмечали серьезные расхождения в результатах волеизъявления избирателей, проголосовавших в сам день выборов и тех, кто проголосовал досрочно. Такая разница, как правило, составляла 1,5 – 2 раза, а в отдельных случаях и превышала эти цифры[6].

Досрочное голосование введено с целью обеспечить избирательные права тех граждан, которые не могут проголосовать на своем избирательном участке в день голосования. По нашему мнению, досрочное голосование  тех избирателей, кто имеет возможность проголосовать в день голосования, является с их стороны злоупотреблением правом, которое создает дополнительные сложности и для системы избирательных комиссий и для общественного наблюдения за выборами, а также создает почву для разного рода злоупотреблений. В связи с этим, полагаем, что избирательные комиссии обязаны обеспечивать возможность для досрочного голосования, но не должны заниматься его пропагандой с целью накрутки явки.

Поступающие сегодня на «Карту нарушений» сообщения также фиксируют начавшиеся попытки административного давления на избирателей с целью их принуждения к голосованию. В некоторых случаях такие сообщения напрямую связаны с деятельностью районных администраций[7].

В этой связи возникают подозрения в зависимости избирательных комиссий от органов исполнительной власти. Эти опасения подкрепляются и персональным составом избирательных комиссий. Например, в Избирательная комиссии муниципального образования города Барнаула из 12 членов только четверо представляют оппозиционные партии, двое связаны с «Единой Россией», еще шестеро являются (или являлись) государственными или муниципальными служащими либо руководят бюджетными учреждениями.

Кроме того, деятельность, а точнее бездействие, горизбиркома уже вызвали недовольство со стороны участников текущих выборов. Так, КПРФ обратилась с жалобой в ЦИК России в связи с тем, что комиссия в течение почти месяца после решения рабочей группы по информационным спорам о признании части материалов незаконной агитацией, так и не приняла официальное решение комиссии, в результате материалы продолжают висеть, в том числе и в бюджетных учреждениях[8].

Отметим, что проблемы с использованием так называемого «административного ресурса», выражающегося в давлении на избирателей и оказании противодействия кандидатам, носят в Алтайском крае застарелый характер.  В ходе выборов в Госдуму 2016 г. Алтайский край неоднократно звучал в числе регионов, вызывавших наибольшие опасения и нарекания в ЦИК России. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что и сегодня он занимает первое место по числу сообщений, поступающих на «Карту нарушений».

В связи с этим, Совет движения «Голос» выражает обеспокоенность ходом подготовки к выборам в Алтайском крае и просит проверить ряд указанных выше действий и решений на соответствие избирательному законодательству.

В частности, мы просим проверить на соответствие законодательству назначение «организаторов выборов» из числа сотрудников районных администраций и прояснить их полномочия и обязанности. Кроме того, мы просим дать оценку фактам изготовления информационных материалов Избирательной комиссией муниципального образования города Барнаула без указания даты проведения выборов, а также фактов ее бездействия при воспрепятствовании незаконной агитации, в том числе в бюджетных учреждениях.

Заявление направлено в Центральную избирательную комиссию России, Избирательную комиссию Алтайского края, Избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула, Генеральную прокуратуру России, Прокуратуру Алтайского края, прокуратуру Чарышского района Алтайского края, администрацию Чарышского района Алтайского края.

Сноски

[1] В Чарышском районе состоялся обучающий семинар для членов участковых избирательных комиссий // Режим доступа: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/news/news-kom/2017_god/57932/. Просмотрено 24.08.2017 в 15 часов 00 минут (Мск)

[2] Официальный сайт Администрации Чарышского района Алтайского края. Режим доступа: http://www.charysh.ru/vlast/administraciya-rajona.html. Просмотрено 24.08.2017 в 15 часов 09 минут (Мск)

[3] http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=3222509613617000003

[4] http://www.altai_terr.izbirkom.ru/chisl/

[5] Выборы без боли // Российская газета. 29.03.2017. Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/29/cik-rassmotrit-ideiu-otmeny-dosrochnogo-golosovaniia.html

[6] См. пример такого анализа: https://www.bankfax.ru/news/94491/

[7] См. например: https://www.kartanarusheniy.org/2017-09-10/m/37229

[8] http://altkprf.ru/index.php/2256-mariya-prusakova-otsutstvie-resheniya-izbiratelnoj-komissii-ne-pozvolyaet-osushchestvlyat-dejstviya-po-prekrashcheniyu-nezakonnoj-agitatsii

24 августа 2017, 17:43

← Назад
X
Имя: Аватар: E-mail: Комментарий:

Введите текст на картинке

Нет комментариев

Elements not found