Веб-разработка: HTML5 отодвигает Flash на второй план

Долгое время Adobe Flash был повсюду в Интернете. Операторы веб-сайтов, которые хотели предоставить своим посетителям мультимедийный контент, такой как видео, анимация или игры, не могли обойтись без стандарта де-факто — Flash. И это несмотря на бреши в системе безопасности, проблемы со стабильностью, недостатки производительности и сложности при использовании на мобильных устройствах. Но эра Flash подходит к концу. Даже компания Adobe, производитель, видит надпись на стене. С октября 2014 года открытый веб-стандарт HTML5 с собственными мультимедийными элементами предлагает привлекательную альтернативу проприетарному продукту Adobe. По данным Apple и Mozilla, теперь даже интернет-гигант Google объявил, что отказывается от вечного проблемного ребенка. И на то есть веские причины.

Что такое Flash?

Будучи программной платформой для производства и отображения интерактивного мультимедийного контента, Adobe Flash изменил облик интернета. Технология, первоначально разработанная компанией Macromedia, позволяет анимировать элементы текста и изображения для отображения видео, игр и интерактивных приложений через веб-браузер. Flash поддерживает двунаправленную потоковую передачу аудио- и видеоконтента — с 2011 года также в 3D — и принимает пользовательский ввод с помощью мыши, клавиатуры, микрофона и камеры. Для программирования интерактивной Flash-анимации используется объектно-ориентированный язык программирования ActionScript. Графический подход также предлагает среда создания Flash Animate CC (ранее Flash Professional). Для создания видеоигр и приложений для использования в браузере, на настольных компьютерах или мобильных устройствах компания Adobe разработала кроссплатформенную среду выполнения AIR (Adobe Integrated Runtime).

Проекты на основе Flash поставляются в фирменном формате файлов Shockwave Flash (SWF). Он содержит Flash-анимацию в сжатом двоичном виде. Спецификация этого формата была выпущена компанией Adobe в рамках проекта Adobe Open Screen Project в 2008 году. Но SWF не соответствует критериям открытого стандарта.

Со стороны пользователя файлы SWF требуют реализации интерфейса прикладного программирования (API), который интегрируется в веб-браузер в виде плагина. Наиболее популярным дистрибутивом был штатный Flash Player компании Adobe. В первые годы 2121-го века Flash доминировал практически во всей сети, когда речь шла об анимированной рекламе, интерактивных бегущих строках, меню, мини-играх или видеоплеерах. Этому развитию способствовали популярные видеопорталы — в основном YouTube, который долгое время использовал Flash-плагин.

Закат эпохи Flash

До 2010 года Adobe Flash Player был установлен практически на всех компьютерах с доступом в Интернет, что делало его популярной мишенью для разработчиков вредоносных программ. То и дело появлялись серьезные бреши в системе безопасности, которые, к счастью, более или менее оперативно закрывались производителем. Эта тенденция печально проявилась в 2015 году, когда компания Adobe была вынуждена дважды подряд объявить о наличии рискованных уязвимостей, для которых не существует исправлений. В результате ведущие браузеры выступили за немедленную деактивацию плагина. Но упадок Flash-эры был хорошо заметен уже в течение восьми лет.

Apple отказывается от Flash

Выпустив в 2007 году iPhone, компания Apple представила не только первый современный смартфон с сенсорным экраном, но и первое популярное веб-устройство, которое отказалось от использования квазистандарта Flash. За этот шаг компания получила огромное количество насмешек и негодования как от разработчиков, так и от пользователей. Три года спустя Стив Джобс дал личное объяснение этому решению. В своем эссе «Мысли о Flash» основатель Apple привел шесть аргументов, почему Flash не будет поддерживаться на мобильных устройствах Apple:

  1. Adobe Flash — это закрытое, проприетарное программное обеспечение.
  2. Почти весь видеоконтент также доступен в современном формате H.264
  3. Adobe Flash небезопасен и нестабилен
  4. Flash значительно сокращает время автономной работы мобильных устройств
  5. Стандарт Flash не подходит для сенсорных устройств
  6. Flash является препятствующей прослойкой между платформой и программистом

Вместо того чтобы продолжать внедрять устаревшую технологию, компания Apple объявила о согласовании мобильной операционной системы iOS с Flash-альтернативой HTML5.

Adobe, с другой стороны, видела в решении Apple прежде всего деловые мотивы, но была вынуждена признать, что популярность устройств Apple означает, что ситуация изменилась. Все больше операторов веб-сайтов стали предлагать мобильные версии без Flash-контента, а видео и анимацию предоставлять в формате HTML5.

YouTube переходит на HTML5

С самого начала Flash был стандартным форматом видеопортала YouTube. Пользователи, которые хотели смотреть ролики в виде потока в своем веб-браузере, были вынуждены устанавливать плагин Flash, а также регулярно обновлять его. Все изменилось в 2010 году, когда разработчики YouTube решили предлагать видео в формате HTML5. С 2015 года весь контент YouTube можно транслировать через HTML5 без плагина Flash. Сегодня открытый веб-стандарт Adobe Flash был полностью заменен на видеопортале.

Adobe объявляет о переориентации

Растущее неприятие формата SWF не застало Adobe врасплох. Уже в 2011 году компания объявила о намерении интегрировать HTML5 в собственные продукты и сервисы. Также было объявлено о внедрении мобильных версий Flash. В конце 2015 года она окончательно переименовала Flash Professional в Adobe Animate CC. Полностью переработанная версия программного обеспечения для анимации поддерживает нативный элемент HTML5 Canvas и трехмерный графический интерфейс WebGL. Оба формата являются открытыми веб-стандартами. Теперь компания рекомендует приложениям, создающим анимированный веб-контент с помощью продуктов Adobe, использовать HTML5 вместо Flash.

Несмотря на переориентацию, Adobe обещает продолжать обеспечивать безопасность и совместимость Flash-контента. В области онлайн-игр новые открытые стандарты еще не полностью разработаны. Такие поставщики, как Facebook, продолжают работать с программным обеспечением, чтобы игровой контент на основе Flash продолжал работать безопасно и надежно.

Google Chrome блокирует Flash-контент после версии 53

Как и другие производители браузеров, Google также ограничивает поддержку Adobe Flash. С сентября 2015 года плагин Flash по умолчанию отключен в браузерах Google, а пользователи Chrome должны активно подтверждать, что они хотят воспроизвести соответствующий контент. Это явный признак того, что нелюбимой технологии, скорее всего, суждено вскоре исчезнуть из мира Google.

В августе 2016 года разработчики Chrome объявили, что Flash-контент, который загружается в фоновом режиме браузера, блокируется по умолчанию начиная с версии 53. В качестве обоснования команда назвала пробелы в безопасности, а также проблемы со стабильностью. По словам разработчиков, 90% всего Flash-контента в Интернете обрабатывается в фоновом режиме без какой-либо добавленной ценности для пользователя — в первую очередь в контексте веб-анализа. Это ухудшает время загрузки.

В обозримом будущем Flash будет играть лишь незначительную роль в Chrome. Уже начиная с версии Chrome 55, которая вышла в декабре 2016 года, Google дал понять, что хотел бы использовать только HTML5. Flash-контент должен активироваться вручную, только если сайт работает исключительно с ним. Будучи лидером рынка, Google может окончательно вытеснить Adobe Flash из интернета.

HTML5: альтернатива Adobe Flash

Общий переход от Flash к HTML5 имеет несколько причин. Два аргумента стоят на первом плане: HTML5 имеет статус открытого веб-стандарта и работает без дополнительных плагинов. В то время как Flash представляется как проприетарное программное обеспечение под контролем компании Adobe, HTML5 разрабатывается и документируется открыто и независимо международной группой экспертов. Поэтому веб-стандарт доступен для всех разработчиков программного обеспечения без ограничений и лицензионных условий.

Мультимедийный контент в HTML5 интегрируется непосредственно в исходный код веб-сайта с помощью встроенных аудио- и видеоэлементов, а также поверхности для рисования Canvas. Дополнительный программный интерфейс, такой как Adobe Flash Player, не нужен. Таким образом, HTML5 позволяет избежать центральной бреши в системе безопасности, которая до сих пор не была надежно закрыта компанией Adobe: любой дополнительный плагин, который необходимо установить в веб-браузере, предоставляет хакерам возможность для атаки. Кроме того, для каждой платформы нужен свой собственный плагин. Мультимедийный контент, встроенный в веб-сайт с помощью HTML5, с другой стороны, может отображаться на всех платформах, поскольку все известные браузеры теперь способны интерпретировать HTML5. Даже если Adobe захочет продолжить поддержку Flash, значительное усовершенствование технологии маловероятно. Вместо этого, скорее всего, сервис будет ограничен предоставлением обновлений безопасности.

Новые мультимедийные элементы языка разметки гипертекста — не единственное, что оттесняет на второй план фирменное программное обеспечение Adobe. Альтернатива Flash Silverlight от Microsoft, которая предлагается в виде отдельного плагина для различных моделей браузеров, также должна быть побеждена. В веб-браузере Edge, который был представлен вместе с Windows 10, Microsoft также обходится без интерфейса плагина. Вместо Silverlight для отображения мультимедийного контента в браузере Edge в основном используется HTML5. Flash-контент по-прежнему поддерживается, как и в Chrome, но плеер больше не является плагином, скорее это модуль, встроенный в программное обеспечение.

Операторы веб-сайтов также должны отреагировать на это развитие и перевести Flash-контент в HTML5-совместимый формат.

Конвертировать Flash в HTML5

Даже сегодня доступ к Flash-контенту ограничен для пользователей Интернета, которые работают в браузерах Google Chrome или Mozilla Firefox. Учитывая текущее развитие событий, можно предположить, что в ближайшем будущем анимация в формате SWF будет полностью заблокирована в популярных браузерах. Это уже относится к сегодняшнему использованию мобильного интернета. Чтобы убедиться, что посетители будут продолжать получать и воспроизводить все содержимое сайта, операторам сайтов следует перевести всю анимацию на основе Flash в HTML5. То же самое относится и к объявлениям на основе Flash, которые появляются в рекламных сетях, таких как Google AdWords, BingAds или DoubleClick. В июне 2015 года Google уже объявил о переходе всех объявлений на HTML5. Конвертер Flash в HTML5 Swiffy был доступен клиентам Google до 1 июля 2016 года. Всех, кто хочет конвертировать SWF-файлы сейчас, после истечения срока, Google направляет к собственному программному обеспечению Google Web Designer или к Animate CC от Adobe.

  • Google Web Designer: Бесплатный веб-редактор Google Web Designer позволяет пользователям создавать динамические веб-сайты и рекламу на HTML5. Инструмент доступен в виде настольного приложения для Windows, Mac и Linux. В режиме просмотра дизайна доступны различные инструменты рисования, текстовый редактор и 3D-инструменты. Управление анимацией осуществляется с помощью временной шкалы. Доступ к HTML, CSS, JavaScript и XML осуществляется с помощью представления кода, которое также обеспечивает подсветку синтаксиса и автозавершение. Однако, вопреки обещаниям Google, по отзывам пользователей, сложные Flash-проекты могут быть преобразованы лишь в ограниченном объеме.
  • Adobe Animate CC: Популярное анимационное программное обеспечение Adobe Flash Professional теперь называется Animate CC и доступно пользователям исключительно через Creative Cloud от Adobe. Таким образом, для использования программы требуется подписка. Если у вас есть подписка, то программное обеспечение можно использовать и как настольное приложение без подключения к Интернету. Набор функций во многом соответствует предыдущей версии. Но с переходом на HTML5 и WebGL компания Adobe открывает себя для открытых веб-стандартов. При этом поддержка формата Flash SWF сохраняется. Подробный видеоурок о том, как пользователи могут конвертировать существующие Flash-анимации в элементы HTML5 Canvas, показан в видеоуроке на странице производителя. С помощью Animate CC можно экспортировать анимацию, а также файлы OAM, что дает доступ к другим программам Adobe, таким как Muse, InDesign или Dreamweaver.

Оцените статью
cdelat.ru
Добавить комментарий