МООК — платформа онлайн-образования

Курсы повышения квалификации, бесплатные и открытые для всех желающих — мечта интернета. С MOOC (массовые открытые онлайн-курсы) идеал всеобщего доступа к образованию становится все более реальным. Теперь вы можете пройти онлайн-курсы по самым разным темам, если у вас есть доступ в Интернет и вы можете себя мотивировать! Однако онлайн-курсы — это не только сухие объясняющие видео или длинные технические тексты. Многие МООК используют интернет и предлагают учащимся интересные варианты обучения, включая обмен опытом с другими участниками. Каковы преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов?

Что такое МООК?

Интернет всегда был местом для обмена знаниями. Сегодня, как никогда раньше, люди обращаются за информацией в Интернет. Термин «гуглить» уже давно стал общепринятым, а Википедия — это интернет-авторитет, который выбирают многие пользователи. Знания всего мира доступны каждому в Интернете. Но большую часть времени вы предоставлены сами себе, и при большом количестве материалов часто бывает трудно выбрать нужную информацию — в отличие от учебного курса.

Школы и университеты совсем другое дело — вы работаете с одноклассниками или, по крайней мере, с людьми, работающими над тем же самым, и, скорее всего, у вас есть руководитель курса, который структурирует и объясняет вам содержание. МООК пытается объединить преимущества обоих миров — интерактивность в сочетании с открытым доступом в Интернет.

Аббревиатура МООК расшифровывается как «массовый открытый онлайн-курс». Четыре части этого термина дают хороший подход к сути онлайн-семинаров:

  • Массовый: Благодаря постоянно растущей оцифровке ресурсов, массовым открытым онлайн-курсам не приходится иметь дело с ограничениями физических учебных заведений. Это означает, что количество участников не ограничено. В результате МООК могут принимать от 100 до нескольких тысяч студентов, и их действительно можно назвать «массовыми».
     
  • Открытость: На многих факультетах существуют ограничения по приему в университеты в зависимости от оценок или опыта, и другие факторы могут способствовать тому, что люди решают не идти в университет — например, деньги. Массовые открытые онлайн-курсы бесплатны и открыты для всех, независимо от уровня дохода, культуры или образования. Принять участие в курсах может любой человек, имеющий доступ в Интернет.
     
  • Онлайн: Семинары функционируют полностью через интернет. Поэтому МООК имеют много общего с университетами дистанционного обучения. Учебные материалы доступны независимо от местонахождения. Это сочетается с многочисленными возможностями электронного обучения. Публикация материалов через Интернет дает преподавателям возможность использовать цифровые ресурсы.
     
  • Курс: МООК зачастую представляют собой не просто презентации. Большинство курсов больше основано на концепции курса или семинара. Вместо того, чтобы просто поглощать информацию, студенты вовлечены в весь процесс. Многие массовые открытые онлайн-курсы включают домашние задания, а некоторые даже выпускной экзамен.

МООК существуют с 2008 года, когда два пионера в области электронного обучения, Джордж Сименс и Стивен Даунс, запустили первый массовый открытый онлайн-курс в Интернете. Его тема все еще была напрямую связана с принципом, лежащим в основе обучения через Интернет: «Коннективизм и связное знание». С тех пор все больше и больше ученых следуют этому примеру и делают учебные материалы и лекции общедоступными. В частности, Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет рано осознали потенциал МООКов и предложили курсы онлайн.

Частные компании также осознали возможности. Например, Udacity и Coursera предлагают платформы для посещения курсов университетского уровня. Сами компании не создают свои массовые открытые онлайн-курсы, а работают совместно с преподавателями и университетами. Эти платформы обычно предлагаются бесплатно. Однако участники могут сдать экзамен в конце курса и получить сертификат в случае успешной сдачи — за это обычно взимается плата.

Ассортимент МООК весьма разнообразен. Если первые курсы на платформе были в основном связаны с информатикой, то сейчас предлагаются семинары практически по всем предметным областям. Цель курсов — всесторонне и квалифицированно передать свое содержание. Некоторые (например, большая часть того, что предлагает Udacity) предназначены для подготовки студентов к карьере и имеют более практическую направленность.

Какие виды МООК существуют?

Не каждый массовый открытый онлайн-курс строится одинаково. В последние годы появились два вида, в частности, cMOOCs и xMOOCs. Кроме того, существуют так называемые bMOOC, которые представляют собой комбинацию онлайн и офлайн курсов. В чем разница между этими типами МООК?

xMOOC

xMOOC очень похож на принцип классической лекции. Лекторы и профессора объясняют тему в видеоматериалах и предоставляют дополнительный учебный материал. Преподаватель или профессор находится в центре курса. На большинстве платформ курсы основаны на этом принципе, с некоторыми вариациями на эту тему. Поскольку xMOOC требуют минимальной активности от учащихся, неудивительно, что большинство студентов регистрируются на эти курсы. Буква «x» означает «расширение» и происходит от обозначения онлайн-курсов, предлагаемых в Гарвардском университете.

cMOOC

В cMOOC «c» означает «коннективизм» — коннективизм понимается как теория обучения, которая предполагает, что люди обладают связью, а коннективизм понимает обучение как создание связей. Основное внимание здесь уделяется тому, чтобы студенты сами стали активными. Лекторы предоставляют материалы (включая снятые ими видеоклипы) и мотивируют студентов вносить свой собственный вклад. Это могут быть записи в блоге, видео или даже подкасты. Однако это не является обязательным. Эта форма МООК была первоначально придумана Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом.

bMOOC

Смешанные» МООК сочетают обучение на месте с дополнительным онлайн-курсом или материалом. Последний находится в свободном доступе для широкой публики (как и другие МООК). Студенты обсуждают и дополнительно изучают результаты МООК на своем семинаре. Модуль МООК не обязательно должен быть создан преподавателями вашего факультета. Также возможно, что преподаватели будут выбирать для своих студентов зарубежные МООК, а затем рассматривать их на семинаре.

Как долго длится МООК?

Продолжительность МООК обычно определяется семинарами, подобными тем, которые проводятся в университетах и учреждениях дополнительного образования, таких как центры обучения взрослых. В течение нескольких месяцев студенты посвящают себя изучению темы курса. Хотя распространение учебных материалов через Интернет в принципе позволило бы участвовать в курсах в разное время и на совершенно индивидуальной основе, большинство массовых открытых онлайн-курсов начинаются в определенное время и заканчиваются совместным итоговым экзаменом. Иногда каждый участник может сам решать, в каком темпе проходить отдельные уроки, в других случаях они работают вместе с интервалом в неделю от урока к уроку.

МООК — это не просто просмотр записанной лекции. Они сопровождают студентов в течение длительного времени, поэтому их не следует путать с вебинарами. Хотя это тоже семинары, которые проводятся через Интернет, но это, как правило, короткие мероприятия, и курс обычно завершается через час.

Из чего состоит МООК?

Не существует установленных правил, как структурировать МООК. В зависимости от типа МООК и рассматриваемой темы, материалы, используемые в курсе, различаются. Контекст курса и цель обучения также играют важную роль в структуре массового открытого онлайн-курса. Почти всегда в курс включены видеозаписи лекций и сопроводительные текстовые материалы.

  • Видеозаписи: Наиболее распространенным элементом, который можно найти во всех формах МООК, являются видеоклипы. Поскольку лекции нельзя слушать вживую, преподаватели создают видеоролики, в которых рассказывают о материале. Оказалось, что несколько коротких роликов пользуются большей популярностью у обучающихся, чем длинные лекции.
     
  • Тексты: Как и при автономном обучении, слушателям курсов предоставляются технические тексты и другие учебные материалы. Они могут сопровождать содержание видеороликов или способствовать самостоятельному изучению материала.
     
  • Тесты: Во многих МООК тесты являются частью учебной программы. Они могут проводиться только один или два раза или еженедельно. Цель промежуточных экзаменов — не распределить оценки и оказать давление на участников, а дать каждому возможность проверить свой индивидуальный прогресс в обучении.
     
  • Задания: Многие МООК также требуют выполнения домашних заданий. В таких массовых открытых онлайн-курсах участники более подробно разбирают тему. Однако, поскольку ни один преподаватель не в состоянии проверить тысячи работ, в МООКах часто используется метод взаимной оценки.
     
  • Общение: Особенно в МООКах очень важна коммуникация между участниками. Во многих случаях поставщик курса уже предоставляет подходящий форум, но нередко участники общаются через социальные сети и создают независимые учебные группы. Для общения внутри групп часто используются Google hangouts или аналогичные методы. Некоторые даже организуют встречи в автономном режиме.
     
  • Участие: Участие также играет важную роль, особенно в cMOOC. Поскольку эти предложения сильно зависят от вклада участников курса, важно мотивировать студентов к созданию собственного контента. При этом не нужно придерживаться какого-либо конкретного формата. Например, участники часто создают собственные блоги по теме курса и обсуждают их содержание с другими студентами.
Примечание:

До сих пор одной из проблем было успешное противодействие попыткам мошенничества во время экзаменов. Поскольку каждый слушатель курса сдает экзамен на своем домашнем компьютере, контролировать ситуацию сложнее, чем в привычной экзаменационной ситуации на месте. Чтобы убедиться в том, что экзамен сдает именно тот человек, который нужен, оцениваются изображения с веб-камеры и нажатия клавиш. Последний метод, внедренный компанией Coursera, анализирует то, как человек набирает текст. У каждого человека свой уникальный способ набора текста.

Преимущества и недостатки МООКов

На бумаге МООК звучат прекрасно, и действительно, многие люди по всему миру с энтузиазмом относятся к этой концепции, как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей. Однако, наряду с преимуществами, существуют и некоторые недостатки массовых открытых онлайн-курсов.

Для студентов:

Преимущество для учащихся очевидно: самоопределение, без ограничений, без затрат, каждый может учиться тому, чему хочет. Люди, которые до сих пор были отрезаны от высшего образования, также имеют возможность продолжить свое образование на самом высоком уровне. Мало у кого есть возможность посетить семинар с профессором Стэнфордского университета. МООК делают это более доступным. Но у этой концепции есть и недостатки: процесс обучения отличается от школьного или университетского.

Вам потребуется гораздо больше самодисциплины, чтобы не отстать от курса, и вы должны рассчитывать на меньший контроль во время учебы. МООК обычно настолько посещаемы, что преподаватели не могут уделить время каждому студенту. Кроме того, в большинстве случаев успешное завершение курса вознаграждается только полученными знаниями. Хотя коммерческие платформы, в частности, также предлагают сертификаты, их влияние на рынок труда все еще относительно невелико. Некоторые уже работают над признанием кредитов за МООК в университетах, но этот проект пока находится в зачаточном состоянии.

Плюсы Минусы
Бесплатно Отсутствие реальных сертификатов по окончании
Место проведения курса не имеет значения Нет индивидуальной обратной связи
Нет лимита участия Нет особого давления для сдачи экзамена
Гибкое время Компьютер и интернет должны быть всегда доступны

Для преподавателей:

МООК также предлагают некоторые преимущества для преподавателей. Например, вы можете сделать свой учебный материал доступным для гораздо большего числа людей, чем это было бы возможно на семинарах в аудитории. Это не только идеально с идеалистической точки зрения, но и помогает улучшить вашу собственную академическую репутацию — и это относится как к преподавателям, так и к университету, в котором они работают. До сих пор, однако, это делалось только на добровольной основе. Одним из недостатков является то, что, поскольку большинство массовых открытых онлайн-курсов предлагаются через неуниверситетские платформы, защита данных часто не является надежной. В частности, Coursera в прошлом подозревалась в передаче данных участников третьим лицам.

Однако благодаря собранным данным преподаватели могут увидеть, в какой момент они теряют учеников. В конечном счете, это может обеспечить улучшение преподавания — и пока данные остаются в безопасности, это отличный формат для онлайн-преподавания. Однако в этой связи следует упомянуть и о большом количестве отсева. Лишь очень немногие участники, которые начинают МООК, доводят его до конца. Однако это не означает, что массовый открытый онлайн-курс не имеет смысла. Тот факт, что курс бесплатный, означает, что многие студенты начнут его в качестве пробного и не собираются заканчивать его в первую очередь. Однако даже если теоретически курсы доступны для всех, для многих людей необходимо предыдущее образование, чтобы успешно освоить материал.

Еще одним недостатком является то, что при публикации в Интернете действуют иные правила авторского права, чем в закрытой университетской среде. Определенные материалы, которые могут быть разрешены для преподавания в университетской среде, могут быть недоступны для МООК из-за ограничений авторского права. Это ограничивает возможные материалы для курсов.

Плюсы Минусы
Анализ данных Вопросы, связанные с безопасностью данных
Улучшение предложения курсов Вопросы авторского права
Реклама для университета Дополнительная работа
Интеграция МООКов в преподавание на месте Высокий уровень отсева

Оцените статью
cdelat.ru
Добавить комментарий