Экономика совместного пользования

Выражение «делиться — значит заботиться» еще никогда не было таким верным! Конечно, совместное использование не является новым явлением — люди всегда делились устройствами, предлагали свои навыки и знания обществу или передавали истории и изображения молодым поколениям. Но желание делиться вновь набрало обороты благодаря социальным сетям и мобильному интернету, и внезапно все начали делиться друг с другом.

Уже несколько лет термин «экономика совместного пользования» появляется все чаще и чаще. Но что означает этот термин? Какие компании уже успешно используют экономику совместного пользования и каковы ее преимущества и недостатки для клиентов и компаний?

Что такое экономика совместного пользования?

Изначально ее воспевали как новую надежду и альтернативу традиционным формам экономики, но теперь различные отрасли опасаются ее как экзистенциальной угрозы смыслу своего существования. Экономика совместного пользования радикально меняет целые сектора экономики и то, как люди взаимодействуют друг с другом и с товарами. Но что именно представляет собой экономика совместного пользования?

Экономика совместного пользования: определение

Этот термин охватывает бизнес-модели, онлайн- и офлайн-платформы и сообщества, которые позволяют пользователям обмениваться товарами, услугами или информацией. Вместо того чтобы владеть чем-то, важнее просто уметь пользоваться чем-то, когда это необходимо.

Почти в каждом американском доме есть дрель, но она редко используется более нескольких минут в год. Идея заключается в том, чтобы сделать дрель доступной для других мастеров в то время, когда она пылится. Таким образом, продукция используется более рационально и экономит ресурсы, которые потребовались бы для производства бесчисленного количества новых дрелей. Конечно, этот принцип можно применить и к автомобилям, жилой площади и даже средствам массовой информации. Заимствование — это новая покупка, а экономика совместного пользования делает это намного проще.

Интернет с самого начала подпитывал желание делиться — например, Википедия работает только тогда, когда многочисленные пользователи делятся своими знаниями с другими посетителями и создают новый контент. Однако обмен материальными и нематериальными благами стал по-настоящему популярным только с появлением смартфонов и мощной мобильной связи. Сегодня приложения позволяют в считанные секунды арендовать транспортные средства или велосипеды, найти эксперта, который может помочь вам и с радостью поделится своими знаниями или трудом.

P2P, B2C и B2B: что это такое в экономике совместного пользования?

Роль, которую играют компании в предоставлении услуг, в первую очередь связана с бизнес-моделью. В подавляющем большинстве случаев они предлагают необходимую техническую инфраструктуру, например, приложение или онлайн-платформу.

  • P2P: В бизнес-моделях peer-to-peer компании предоставляют техническую инфраструктуру, которую желающие обменяться или арендовать могут использовать для поиска других.
  • B2C: В модели «бизнес для потребителя» компании используют новые технические возможности, чтобы сделать собственную продукцию удобной для использования клиентами.
  • B2B: Компании предоставляют производственные машины или услуги другим компаниям по схеме business-to-business. Это избавляет их от необходимости приобретать дорогостоящее оборудование или нанимать специалистов.

Модели B2C и B2B существуют уже давно и лишь ускоряются и упрощаются благодаря техническим инновациям. Именно поэтому модель P2P является наиболее интересной для понимания новых возможностей и аспектов экономики совместного пользования.

Примеры компаний экономики совместного пользования

В настоящее время существует бесчисленное множество компаний, которые предлагают своим пользователям возможность обмениваться, арендовать или временно использовать товары, услуги и информацию. Хотя многие из них занимают сравнительно небольшие ниши, в экономике совместного пользования есть и такие компании, предложения которых заставляют устоявшиеся отрасли дрожать от страха.

Размещение: Airbnb

Основанный в 2008 году, рынок бронирования и аренды частного жилья помог бесчисленным путешественникам найти недорогое жилье простым способом. С другой стороны, в настоящее время этот провайдер находится в центре внимания, поскольку во многих крупных городах, популярных среди туристов, многочисленные квартиры используются для частной аренды, а не в качестве постоянного жилья. В результате в этих городах ощущается нехватка жилой площади, а цены на аренду растут.

Бизнес-модель shareconomy компании Airbnb — это чистый посредник, то есть она занимается только бронированием и оплатой на своей платформе. Однако компания не гарантирует ни надежность владельца недвижимости, ни состояние квартиры. Тем не менее, существует возможность последующей оценки арендаторов и владельцев недвижимости.

Транспорт: Uber

Многие считают Uber олицетворением экономики совместного пользования. Компания организует пассажирские перевозки на автомобилях, подобно таксомоторным компаниям. Большая разница в том, что частные лица используют свои собственные автомобили. Пассажиры заказывают поездку через приложение, после чего им сообщают время прибытия и данные автомобиля. После завершения поездки транспортные расходы автоматически списываются со счета пассажира. После этого водитель и пассажир имеют возможность оценить друг друга.

Факт

Поездки с Uber несколько дешевле, чем на такси, поэтому во многих странах индустрия такси протестовала против Uber и смогла добиться правовых последствий — в некоторых случаях это привело к запрету сервиса «экономики совместного пользования».

Товары: Vinted

Приложение для обмена одеждой было основано в Литве в 2008 году. Оно предлагает пользователям возможность покупать, продавать или обменивать подержанную одежду. Особенностью приложения является то, что перед покупкой потенциальные покупатели могут пообщаться с продавцом по поводу одежды. Оплата также осуществляется через платформу Vinted, а компания оставляет себе комиссию за каждую покупку.

Медиа: Netflix

Всего за 20 лет Netflix превратился из небольшой компании по продаже DVD в одного из крупнейших в мире провайдеров потокового вещания. В течение короткого времени рыночная стоимость американской компании была даже выше, чем у Disney. Предложение: Вместо того чтобы покупать фильмы или сериалы, пользователи могут просматривать их на сайте провайдера когда угодно и как угодно за ежемесячную плату. Для многих клиентов это дешевле, чем покупка отдельных DVD или Blu-rays. Кроме того, выбор значительно больше, чем любая домашняя коллекция фильмов и сериалов — в то же время, данные о фильмах и сериалах, передаваемых по потоковому каналу, остаются у компании, в отличие от скачивания.

Экономика совместного пользования: преимущества и недостатки

Примеры успешных компаний в экономике совместного пользования уже показывают, что новые бизнес-модели сопровождаются многочисленными преимуществами, но есть и недостатки — как для пользователей, так и для компаний.

Преимущества экономики совместного пользования для пользователей

Рост экономики совместного пользования в последние годы в основном связан с тем, что пользователи пользуются многочисленными преимуществами по сравнению с устоявшимися бизнес-моделями, такими как интернет-магазины или давно существующие поставщики услуг.

  • Доступность: Благодаря высокому удобству платформы, ее быстро и легко использовать. Прежде всего, мобильная доступность через приложения для смартфонов позволяет пользоваться услугами экономики совместного пользования, находясь в пути.
  • Ценообразование: В то же время цены на предлагаемые товары и услуги, как правило, значительно ниже, чем у известных конкурентов. Подержанные вещи, аренда квартир и услуги частного транспорта стоят дешевле, чем покупка новых товаров, бронирование номера в гостинице или поездка на такси.
  • Защита окружающей среды: Совесть также вознаграждается — при совместном использовании транспортных средств и продуктов приходится производить меньше товаров, а это экономит ресурсы и, в конечном счете, защищает природу. Однако этим преимуществом экономики совместного пользования следует пользоваться с осторожностью, поскольку потребление или использование может также увеличиться в результате более легкой доступности и более низких затрат на покупку и использование.
  • Потенциал заработка: Для продавцов и поставщиков услуг платформы означают новые виды заработка. Поскольку специального профессионального образования не требуется, у новичков появляются гибкие возможности зарабатывать деньги самыми разными способами и тем самым увеличивать свой доход. Многие провайдеры даже зарабатывают на жизнь исключительно за счет доходов, получаемых через экономику совместного пользования.

Преимущества экономики совместного пользования для предприятий

Компании также получают множество преимуществ от экономики совместного пользования — при условии, что они адаптируются к изменениям и готовы инвестировать капитал и труд в расширение или перестройку своей бизнес-модели.

  • Новые бизнес-модели: Как показывают примеры Airbnb, Uber и Netflix, экономика совместного пользования дает возможность смешать устоявшиеся отрасли. Если это удастся, возможности заработка могут значительно увеличиться. Но даже без этого так называемого разрушения рынков экономика совместного использования имеет то преимущество, что она открывает новые экономические сферы и позволяет привлечь клиентов, которые раньше, возможно, не были заинтересованы в продукции компании.
  • Эффективные технологии: Посредничество между товарами, услугами или информацией через соответствующие приложения позволяет сэкономить на персонале и помещениях. Однако разработка и поддержка программного обеспечения также стоит денег.
  • Доступ к данным пользователей: Взаимодействуя с клиентами онлайн, компании могут собрать много ценных данных о пользователях платформы. Эта информация может быть использована для дальнейшей адаптации услуги к пожеланиям клиентов и ее улучшения, но также она на вес золота — например, как отправная точка для предоставления персонализированной рекламы.

Недостатки экономики совместного пользования для пользователей

Конечно, экономика совместного пользования предлагает не только преимущества, но и недостатки новых бизнес-моделей.

  • Конфиденциальность: Хотя сбор данных полезен и выгоден для бизнеса, пользователи должны знать, что о них хранится много информации, например, предпочтения в отношении определенных продуктов, а в некоторых случаях и подробные профили передвижения. Кроме того, некоторые платформы требуют от провайдеров предоставления информации о себе или своем жилье в открытом доступе в Интернете. Например, при частной аренде комнаты от вас требуется загрузить на платформу фотографии вашего дома, чтобы все могли их увидеть.
  • Отсутствие гарантий: Большинство платформ shareconomy только берут на себя роль посредника, но не гарантируют качество предлагаемых товаров или услуг. В результате пользователи должны полностью полагаться на оценки других пользователей. Они также не обеспечивают возврат денег, если поставщик не выполнил обещанного.
  • Отсутствие постоянных должностей: Отсутствие регулирования в экономике совместного пользования также имеет некоторые недостатки для провайдеров с точки зрения трудового законодательства. Например, водители транспортных услуг не работают на постоянной основе, а зарабатывают на фрилансе или на основе самозанятости. Поэтому на них не распространяются положения о минимальной заработной плате и защите от увольнения.
  • Коммерциализация: Многие платформы экономики совместного пользования обвиняют в том, что они изначально переводят бесплатные услуги в платную модель. Однако баланс между коммерческими и некоммерческими платформами часто смещается. Couchsurfing, где посетители могут бесплатно провести ночь в доме любого, кто предложит, потерял много клиентов из-за Airbnb. Аналогичное развитие событий можно наблюдать, когда речь идет о совместном использовании автомобилей и аренде инструментов.

Недостатки экономики совместного пользования для бизнеса

Недостатки экономики совместного пользования ощущают на себе не только малые и средние предприятия, но и крупные компании, которые отказываются принимать экономику совместного пользования или не имеют необходимого потенциала или финансовых средств для адаптации к новым бизнес-моделям.

  • Подавление устоявшихся отраслей: Благодаря посредничеству более дешевых частных провайдеров, платформы экономики совместного пользования отбирают множество клиентов у устоявшихся отраслей. Например, индустрия такси недовольна Uber, гостиничный бизнес — Airbnb, а крупные кинопрокатчики — Netflix.
  • Меньше продаж: Подержанные товары перепродаются, другими товарами делятся, что приводит к снижению потребления новых товаров и, следовательно, к снижению продаж.
  • Измененные пожелания клиентов: Поскольку товары используются более длительное время и более интенсивно, меняются и представления о том, что значит хороший товар. Покупатели все больше хотят, чтобы товары служили долго и легко ремонтировались. В результате одноразовые товары теряют свою привлекательность, и обрабатывающая промышленность должна адаптироваться к новым представлениям тех, кто покупает продукцию. Однако в конечном итоге это может принести пользу окружающей среде.

Возможности и риски экономики совместного пользования

Пользователи получают выгоду от платформ экономики совместного пользования, в частности, благодаря облегченному доступу к более широкому спектру товаров, услуг и информации, обычно предлагаемых по более низким ценам. Таким образом, появляется возможность создания более справедливого и экологичного типа рыночной экономики. В то же время, экономика совместного пользования открывает новые возможности заработка для частных поставщиков. Однако им следует помнить о риске самозанятости. Отсутствие постоянной должности может привести к нестабильным трудовым отношениям. Использование предложений shareconomy также ставит под угрозу защиту частной жизни.

Компании, которые адаптируются к бизнес-моделям экономики совместного пользования, имеют шанс получить высокую прибыль при сравнительно низких инвестиционных затратах. Цифровизация отношений с клиентами также позволяет собирать множество данных и информации о пользователях. Компании, которые не адаптируются к новым условиям рынка, рискуют быть вытесненными — по крайней мере, в некоторых секторах. Устоявшиеся бизнес-модели могут утратить свою значимость, а продажи могут заметно снизиться в результате изменения требований клиентов и снижения потребления. Поэтому неплохо было бы заранее подготовиться к экономике совместного пользования.

Оцените статью
cdelat.ru
Добавить комментарий