Excel: Как использовать функцию LOOKUP

Excel — идеальный инструмент для работы с большими объемами данных. Но создание массивных таблиц в программе Microsoft редко является самоцелью. Необходимо также уметь работать со значениями. Если вы регулярно тратите слишком много времени на поиск нужных записей и значений, программа может создать больше проблем, чем решить. К счастью, помимо формул для статистики и алгебры, Excel предлагает в своем инструментарии функции поиска и справки. В частности, к ним относится очень полезная функция LOOKUP.

Зачем использовать функцию LOOKUP в Excel?

Представим, что у вас есть таблица, состоящая как минимум из двух столбцов. Для каждой записи в первом столбце есть соответствующее значение во втором столбце в той же строке. Если вы хотите узнать значение для определенной записи, вы можете либо вручную прокрутить строки вниз, либо найти его с помощью функции LOOKUP. Введите поисковый запрос в формулу, и Excel выдаст вам соответствующее значение. Кроме того, вы можете создать формулу с полем поиска. Затем вы можете легко интегрировать ячейку с поисковым термином в формулу LOOKUP.

Такое прямое применение функции уже очень полезно. Но сочетание LOOKUP с другими функциями еще более практично. Вложенность позволяет либо извлечь поисковый термин из результата другой функции, либо передать найденное значение другой функции для дальнейшей обработки.

Примечание

Excel также предлагает функции HLOOKUP и VLOOKUP. В то время как первая функция осуществляет поиск по горизонтали, вторая действует по вертикали. Функция LOOKUP, напротив, позволяет выбирать между поиском по строкам или столбцам.

Excel: Синтаксис LOOKUP

LOOKUP может использоваться в Excel двумя различными способами: как векторная или матричная функция. Векторная функция, вероятно, является наиболее популярным вариантом.

=LOOKUP(search criterion;search vector;[result vector])
  • Критерий поиска: Здесь вы вводите содержимое, которое хотите найти. В этой позиции можно использовать числовые значения, текст (в кавычках), логические значения, ссылки на ячейки или другую формулу.
  • Вектор поиска: Этот термин определяет, в каких ячейках функция должна искать введенный критерий. В большинстве случаев здесь вводится диапазон ячеек. Но вы также можете напрямую ввести в параметр значения в виде массива (в фигурных скобках).
  • Вектор результата: Необязательный параметр для вектора результата позволяет задать диапазон, в котором может быть найдено соответствующее значение. Поэтому важно, чтобы этот параметр был того же размера, что и вектор поиска — независимо от того, вводите ли вы диапазон ячеек или массив. Если вы не заполните этот параметр, Excel автоматически применит вектор поиска в качестве вектора результата.

При использовании векторного варианта вы всегда можете ввести только строку или столбец для диапазона поиска или результата. Но эти два вектора не обязательно должны лежать непосредственно вместе. Пока оба параметра имеют одинаковый размер, два диапазона могут находиться в совершенно разных местах электронной таблицы.

Функция поиска всегда является приблизительной. Это означает, что критерий поиска не обязательно должен точно совпадать с одним из значений в векторе поиска. Excel попытается найти следующее наименьшее значение. Но это может сработать, только если вы предварительно отсортировали список в порядке возрастания. Если таблица перепутана, функция выдаст неверные результаты.

Совет

Если искомое значение меньше, чем наименьшее значение в векторе поиска, LOOKUP выдаст ошибку, так как при отсутствии точного результата поиска может быть выбрана только следующая наименьшая запись.

Microsoft не рекомендует использовать LOOKUP в качестве матричной функции. Вместо нее для этой цели следует использовать VLOOKUP или SLOOKUP.

=LOOKUP(search criterion;matrix)

В этом случае функция будет работать не только в пределах столбца или строки, она будет включать в поиск большую область (матрицу).

Примечание

Для правильной работы LOOKUP важно, чтобы записи были отсортированы. В противном случае часто будут отображаться неправильные значения. Вы можете отсортировать записи с помощью соответствующей кнопки на вкладке «Данные». Кроме того, вы можете оформить список в виде таблицы. В этом случае вы также сможете использовать функцию сортировки.

Функция LOOKUP в Excel на практике

Как уже упоминалось, LOOKUP проще всего использовать в виде формулы поиска. Она позволяет, например, перебрать весь столбец и найти соответствующее значение. В нашем примере ниже мы используем инвентарный список. Каждая группа товаров имеет свое название. Мы хотим найти количество товара на складе для каждой из них.

=LOOKUP($A$12;A2:A10;B2:B10)

Введите соответствующий инвентарный номер в поле поиска. Функция LOOKUP отобразит количество товаров. Теперь вы можете динамически искать по номеру каждой единицы товара.

Однако функцию LOOKUP можно также эффективно комбинировать с другими функциями Excel. Например, результаты функции LOOKUP или нескольких LOOKUP можно сложить вместе.

=SUM(LOOKUP($A$12;A2:A10;B2:B10);LOOKUP($B$12;A2:A10;B2:B10))

Теперь формула будет складывать номера двух разных элементов.

Но вы также можете ввести критерий поиска с помощью формулы. В нашем примере названия элементов всегда состоят из комбинации буквы и цифры. Вы также можете ввести эти два элемента по отдельности, а затем объединить их с помощью функции CONCATENATE. Поскольку первая часть названий состоит только из одной из трех возможных букв, стоит даже создать выпадающее меню для этой цели.

=LOOKUP(CONCATENATE($A$12;$B$12);A2:A10;B2:B10)

Теперь вы можете использовать два отдельных поля поиска, чтобы узнать номер группы товаров.

Функция LOOKUP имеет еще одно преимущество при использовании приблизительного поиска и оставлении вектора результатов пустым: она позволяет определить, какое значение в списке приближается к искомому значению. Если объединить эту операцию с функцией Excel MATCH, Excel даже показывает строку, в которой может быть найдено искомое значение.

=MATCH(LOOKUP(55;A1:A10);A1:A10)

Оцените статью
cdelat.ru
Добавить комментарий