<< | Февраль 2019 | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 |
Олимпийский огонь от зажигалки российского чекиста
06.10.2013Вертикаль разложилась, но еще не поняла этого, хотя многие ее скрепы уже это поняли
20.09.2013Еще раз про здравоохранение Алтайского края
19.09.2013
Доклад на круглом столе
Комитета гражданских инициатив в Алтайском крае:
«Институту Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае 10 лет: опыт и новые приоритеты».
Барнаул, 12 апреля 2013 г.
ЕМЕШИН Константин Николаевич,
руководитель отдела защиты прав пациентов АНО «Медицина и право»,
председатель правления АКО «Школа реальной политики»
Поскольку среди участников круглого стола много молодежи, поэтому я кратко напомню историю становления института «Уполномоченного по правам человека» в Алтайском крае.
Во-первых, сам институт «Уполномоченного» появился в европейских государствах и США как ответ гражданского общества на усиление исполнительной власти и получил свое развитие еще в 19 и 20-м веках. Таким образом, это логичное развитие процессов для тех стран, где приоритет отдан «ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА». Вот почему в России после принятия в 1993 году новой Конституции обозначившей ПРАВА ЧЕЛОВЕКА приоритетом, естественно возник и институт уполномоченного по правам человека в России.
Во-вторых, данный институт возник как ОРГАН ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ. Депутаты как представительная ветвь власти неизбежно должны контролировать и анализировать два главных для себя среза – 1. Как исполняется бюджет и для этого существует «Счетная палата» и 2. Как реально обеспечены права человека, и для этого создается институт Уполномоченного по правам человека.
Мировой опыт позволил Международной ассоциации юристов даже сформулировать определение – что такое «Уполномоченный по правам человека» или чаще стали в разговоре использовать термин «ОМБУДСМЕН»:
«Служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады».
В новой России в 1997 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
В Алтайском крае в те же годы была создана при Главе администрации края комиссия по правам человека, которую возглавлял заместитель главы.
Попытки общественности инициировать создания в крае института уполномоченного вызывали возражение со стороны Главы администрации А.А.Сурикова. Недавно я передал в музей даже письмо 2002 года А.А.Сурикова, где он поясняет мне, что его вполне устраивает комиссия и не нужно никакого «Уполномоченного». Причем Суриков всегда даже удивлялся: «Обеспечивать права человека это наша обязанность и поэтому, зачем еще создавать дополнительную чиновничью структуру».
Но вот в конце 2002 года Суриков вдруг согласился с учреждением такого института в Алтайском крае.
Концептуально он предложил вариант законопроекта, который явно суживал полномочия указанные в выше обозначенном определении.
Во-первых, опущены возможности обозначенные в словах: «действует по собственному усмотрению», поэтому Уполномоченному необходимы заявления граждан.
Во-вторых, не предусмотрены в краевом законе и такие слова из определения Международной ассоциации юристов как «уполномочена проводить расследования».
В-третьих, права Уполномоченного резко сужены по отношению к действиям федеральных структур на территории края – они не обязаны представлять ему никакие материалы.
Единственное, что нам удалось тогда дополнить в законопроект, это добиться права общественных объединений выдвигать свои кандидатуры на уполномоченного. Вот почему и первое назначение в 2003 году и в 2008 году и сегодня любое общественное объединение может обозначить свою кандидатуру.
Десятилетний опыт работы уполномоченного в Алтайском крае недавно был проанализирован на межрегиональной конференции в Барнауле. На этой конференции были отмечены два момента:
Сегодняшние события в преддверье выборов депутатами нового Уполномоченного интересны не только тем – кто будет выбран, но и самой процедурой – как эволюционирует политическая жизнь в России. Ведь последнее десятилетие охарактеризовалось трансформацией политического режима в сторону авторитарности. Резко снижена роль представительной власти и поэтому неизбежно этот вектор ведет к дискредитации и такого института как «Уполномоченный по правам человека». Но это тема уже другого доклада.
14.04.2013
Elements not found