Блоги

<< Декабрь 2018  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Ты — репортер

X
Имя:Эл. почта:Телефон:Заголовок новости:Текст новости:

Введите текст на картинке

 
X
Имя:Эл. почта:Телефон:Тема статьи:Комментарий к теме:

Введите текст на картинке

 
Подписка на новости:
Создание сайтов, продвижение

Константин Емешин

Руководитель "Школы реальной политики", отдела по защите прав пациентов правозащитной некоммерческой организации "Медицина и право", председатель ТСЖ
X
Имя: E-mail: Сообщение:

Последние посты

Создание сайтов, продвижение
  • Институту Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае 10 лет

    Доклад на круглом столе


    Комитета гражданских инициатив в Алтайском крае:


    «Институту Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае 10 лет: опыт и новые приоритеты». 


    Барнаул, 12 апреля 2013 г.


     


    ЕМЕШИН Константин Николаевич,


    руководитель отдела защиты прав пациентов АНО «Медицина и право»,


    председатель правления АКО «Школа реальной политики»


     


    Поскольку среди участников круглого стола много молодежи, поэтому я кратко напомню историю становления института «Уполномоченного по правам человека» в Алтайском крае.


    Во-первых, сам институт «Уполномоченного» появился в европейских государствах и США как ответ гражданского общества на усиление исполнительной власти и получил свое развитие еще в 19 и 20-м веках. Таким образом, это логичное развитие процессов для тех стран, где приоритет отдан «ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА». Вот почему в России после принятия в 1993 году новой Конституции обозначившей ПРАВА ЧЕЛОВЕКА приоритетом,  естественно возник и институт уполномоченного по правам человека в России.


    Во-вторых, данный институт возник как ОРГАН ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ. Депутаты как представительная ветвь власти неизбежно должны контролировать и анализировать два главных для себя среза – 1. Как исполняется бюджет и для этого существует «Счетная палата» и 2. Как реально обеспечены права человека, и для этого создается институт Уполномоченного по правам человека.


    Мировой опыт позволил Международной ассоциации юристов даже сформулировать определение – что такое «Уполномоченный по правам человека» или чаще стали в разговоре использовать термин «ОМБУДСМЕН»:


    «Служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады».


     


    В новой России в 1997 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».


    В Алтайском крае в те же годы была создана при Главе администрации края комиссия по правам человека, которую возглавлял заместитель главы.


    Попытки общественности инициировать создания в крае института уполномоченного вызывали возражение со стороны Главы администрации А.А.Сурикова. Недавно я передал в музей даже письмо 2002 года А.А.Сурикова, где он поясняет мне, что его вполне устраивает комиссия и не нужно никакого «Уполномоченного». Причем Суриков всегда даже удивлялся: «Обеспечивать права человека это наша обязанность и поэтому,  зачем еще создавать дополнительную чиновничью структуру».


    Но вот в конце 2002 года Суриков вдруг согласился с учреждением такого института в Алтайском крае.


    Концептуально он предложил вариант законопроекта, который явно суживал полномочия указанные в выше обозначенном определении.


    Во-первых, опущены возможности обозначенные в словах: «действует по собственному усмотрению», поэтому Уполномоченному необходимы заявления граждан.


    Во-вторых, не предусмотрены в краевом законе и такие слова из определения Международной ассоциации юристов как  «уполномочена проводить расследования».


    В-третьих, права Уполномоченного резко сужены по отношению к действиям федеральных структур на территории края – они не обязаны представлять ему никакие материалы.


    Единственное, что нам удалось тогда дополнить в законопроект, это добиться права общественных объединений выдвигать свои кандидатуры на уполномоченного. Вот почему и первое назначение в 2003 году и в 2008 году и сегодня любое общественное объединение может обозначить свою кандидатуру.


    Десятилетний опыт работы уполномоченного в Алтайском крае недавно был проанализирован на межрегиональной конференции в Барнауле. На этой конференции были отмечены два момента:



    1. Депутаты краевого Законодательного Собрания предыдущего созыва существенно ограничили полномочия Уполномоченного. А именно, если в первоначальном Законе в Статье 20 «Уполномоченный не позднее февраля каждого года представляет письменный докладо соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае», то сегодня в законе написано, что он «Представляет доклад о деятельности Уполномоченного».  Данное изменение закона принципиально изменило возможности Уполномоченного. В прежней редакции закона он вынужден был, опираясь на многочисленные правозащитные организации готовить широкий доклад о соблюдении прав и свобод граждан в Алтайском крае, то сейчас ему достаточно лишь привести статистику и анализ только своей деятельности. Наши предложения вернуть прежнюю норму Закона пока отвергается руководством края. И это понятно в условиях сегодняшней авторитарной модели власти, Уполномоченный как «кость в горле» исполнительной власти.

    2. На конференции многие выразили недоумение тем, что «Уполномоченные» множатся – по правам детей, по правам предпринимателей, по правам инвалидов. Однако на мой взгляд это право Губернатора заводить себе хоть сколько чиновников и под любыми названиями и придавать им различные полномочия. Но подчеркну, что это все чиновники исполнительной структуры власти. А вот «Уполномоченный по правам человека» это специальный институт определенный Законом парламентского контроля.


     


    Сегодняшние события в преддверье выборов депутатами нового Уполномоченного интересны не только тем – кто будет выбран, но и самой процедурой – как эволюционирует политическая жизнь в России. Ведь последнее десятилетие охарактеризовалось трансформацией политического режима в сторону авторитарности. Резко снижена роль представительной власти и поэтому неизбежно этот вектор ведет к дискредитации и такого института как «Уполномоченный по правам человека». Но это тема уже другого доклада.


     

    14.04.2013
X
Имя: Аватар: E-mail: Комментарий:

Введите текст на картинке

Нет комментариев

Elements not found